Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления»
4 июня 1998 года N 89-ФЗ
Об отходах производства и потребления
Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
- Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами ? оссийской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов ? оссийской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
- Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством ? оссийской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве ? оссийской Федерации в области обращения с отходами.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
- Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
- Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
- Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
- В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Глава II. ПОЛНОМОЧшЯ ? ОССшЙСКОЙ ФЕДЕ? АЦшш,
СУБЪЕКТОВ ? ОССшЙСКОЙ ФЕДЕ? АЦшш ш О? ГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУП? АВЛЕНшЯ В ОБЛАСТш ОБ? АЩЕНшЯ С ОТХОДАМш
Статья 5. Полномочия ? оссийской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям ? оссийской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов ? оссийской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в ? оссийской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
осуществление надзора за исполнением законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами;
организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов;
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества ? оссийской Федерации в области обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством ? оссийской Федерации полномочий;
определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 6. Полномочия субъектов ? оссийской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов ? оссийской Федерации в области обращения с отходами относятся:
абзацы второй — шестой утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзацы девятый — тринадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта ? оссийской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
принятие в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов ? оссийской Федерации, контроль за их исполнением;
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Статья 7. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
- К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
- К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Глава III. ОБЩшЕ Т? ЕБОВАНшЯ К ОБ? АЩЕНшЮ С ОТХОДАМш
Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации.
Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
- При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством ? оссийской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
- Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
- При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
шндивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством ? оссийской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов ? оссийской Федерации, органы местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
- Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством ? оссийской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
- На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством ? оссийской Федерации.
- Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
- Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством ? оссийской Федерации.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
(введена Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
- Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством ? оссийской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов ? оссийской Федерации.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
- Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством ? оссийской Федерации.
- Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством ? оссийской Федерации.
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами
- Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- шндивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство ? оссийской Федерации.
- Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством ? оссийской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами
- Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
- Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов
- Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
- Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
- Ввоз отходов на территорию ? оссийской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
- Ввоз отходов на территорию ? оссийской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
- Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством ? оссийской Федерации.
Глава IV. НО? Мш? ОВАНшЕ, ГОСУДА? СТВЕННЫЙ УЧЕТ
ш ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТш ОБ? АЩЕНшЯ С ОТХОДАМш
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
- В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
- Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта ? оссийской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
- шндивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство ? оссийской Федерации.
- При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством ? оссийской Федерации.
Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
- шндивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
- шндивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
- шндивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 20. Государственный кадастр отходов
- Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
- Государственный кадастр отходов ведется по единой для ? оссийской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством ? оссийской Федерации.
- Органы исполнительной власти субъекта ? оссийской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов ? оссийской Федерации.
(п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Глава V. ?КОНОМшЧЕСКОЕ ? ЕГУЛш? ОВАНшЕ В ОБЛАСТш
ОБ? АЩЕНшЯ С ОТХОДАМш
Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:
уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
платность размещения отходов;
экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Статья 22. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка исчисления и уплаты платежей за размещение отходов, см. письмо МНС ? Ф от 31.10.2001 N ВТ-6-21/833.
Статья 23. Плата за размещение отходов
- Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации.
2 — 3. Утратили силу. — Федерального закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 24. ?кономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
- ?кономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
- Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации.
Глава VI. КОНТ? ОЛЬ В ОБЛАСТш ОБ? АЩЕНшЯ С ОТХОДАМш
Статья 25. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами
- Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов ? оссийской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
- Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами;
контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
- ? ешения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством ? оссийской Федерации.
Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
- Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами.
- Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов ? оссийской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством ? оссийской Федерации.
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НА? УШЕНшЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ? ОССшЙСКОЙ ФЕДЕ? АЦшш В ОБЛАСТш
ОБ? АЩЕНшЯ С ОТХОДАМш
Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации.
Статья 29. шсковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
- шсковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством ? оссийской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
- шсковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства ? оссийской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
Глава VIII. ЗАКЛЮЧшТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНшЯ
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты ? оссийской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦшН
Москва, Кремль
24 июня 1998 года
N 89-ФЗ